Новый генетический ключ к анорексии

«Эти данные указывают на направление, в котором, вероятно, никто не подумал бы пойти раньше», — сказал Николас Дж. Шорк, профессор Исследовательского института Скриппса (TSRI). Шорк был старшим исследователем многоцентрового исследования, которое недавно было опубликовано в Интернете перед печатью в журнале Molecular Psychiatry.

От анорексии страдает до 1 процента женщин, а уровень смертности от нее составляет 10 и более процентов, что делает ее, пожалуй, самым смертоносным из психических заболеваний. Анорексики строго ограничивают прием пищи и истощаются, но при этом считают себя толстыми. «Люди с нервной анорексией, как правило, перфекционисты, тревожны, депрессивны и навязчивы», — сказал Уолтер Кэй, соавтор исследования, профессор Калифорнийского университета (UC) Медицинской школы Сан-Диего и главный исследователь Фонда Прайса.

Генетические исследования нервной анорексии.
Как развивается заболевание, до сих пор не совсем понятно. Анорексия преимущественно поражает девочек и молодых женщин (предполагаемое соотношение полов составляет почти 10: 1) и, по-видимому, частично зависит от культурных факторов, стресса, полового созревания и социальных сетей.

Тем не менее, исследования близнецов показывают, что наибольшее влияние оказывают генетические факторы.
Большая загадка заключалась в следующем: что это за генетические факторы??

Исследования ассоциаций генов у пациентов с анорексией пока не дали результатов, которые можно воспроизвести. Исследователи подозревают, что многие гены могут способствовать развитию расстройства, и поэтому только крупные исследования будут иметь статистические возможности для выявления этих индивидуальных генетических влияний.

Для этого проекта — крупнейшего в истории исследования последовательности анорексии — Шорк работал с международной командой сотрудников, представляющих более двух десятков исследовательских институтов. Среди многих участников были первый автор Эшли Скотт-Ван Зиланд из Института трансляционных наук Скриппса и Scripps Health в Ла-Хойя, Калифорния; Кэй и Пей-ан Бетти Ши из Калифорнийского университета в Сан-Диего; Эндрю Берген из SRI International в Менло-Парке, Калифорния; Уэйд Берретини из Пенсильванского университета; и Пьер Маджистрети из Федеральной политехнической школы Лозанны. В проекте использовалась генетическая информация от более чем 1200 пациентов с анорексией и почти 2000 контрольных субъектов, не страдающих анорексией.

Для первоначального «открытия» исследования с участием 334 субъектов исследователи каталогизировали варианты большого набора генов, которые уже были связаны с пищевым поведением или были отмечены в предыдущих исследованиях анорексии. Из более чем 150 генов-кандидатов только несколько показали статистические признаки связи с анорексией в этой группе субъектов.

Один из самых ярких признаков исходил от гена EPHX2, который кодирует эпоксидгидролазу 2 — фермент, который, как известно, регулирует метаболизм холестерина. «Когда мы это увидели, мы подумали, что можем быть на чем-то, потому что никто другой не сообщил, что этот ген играет явно выраженную роль в анорексии», — сказал Шорк.
Команда провела несколько повторных исследований, в каждом из которых использовалась разная когорта пациентов с анорексией и контрольная группа, а также различные методы генетического анализа.

Ученые продолжали находить доказательства того, что определенные варианты EPHX2 чаще встречаются у людей с анорексией.
Чтобы помочь разобраться в этих выводах, они рассмотрели существующие данные крупномасштабного долгосрочного исследования сердечных заболеваний и определили, что подмножество предполагаемых вариантов EPHX2 влияет на изменение нормального отношения между прибавкой в ​​весе и уровнем холестерина.

«Мы думали, что с дальнейшими исследованиями это открытие EPHX2 может исчезнуть или казаться менее убедительным, но мы просто продолжали находить доказательства, позволяющие предположить, что он играет роль в анорексии», — сказал Шорк.
Пока неясно, как варианты EPHX2, вызывающие аномальный метаболизм холестерина, могут способствовать возникновению или поддержанию анорексии. Но Шорк отметил, что у людей с анорексией часто наблюдается очень высокий уровень холестерина в крови, несмотря на то, что они сильно недоедают. Более того, из других исследований высказывались предположения, что потеря веса, например, у людей с депрессией, может привести к повышению уровня холестерина.

В то же время есть доказательства того, что холестерин, основной строительный блок клеток, особенно в головном мозге, имеет положительную связь с настроением. Возможно, некоторые анорексики по генетическим причинам могут почувствовать улучшение настроения за счет повышения уровня холестерина, отказавшись от еды.

«Гипотеза заключается в том, что у некоторых анорексиков нарушается нормальный метаболизм холестерина, что может повлиять на их настроение, а также на их способность выживать, несмотря на серьезное ограничение калорийности», — сказал Шорк.
На данный момент это всего лишь гипотеза, которую, как подчеркнул Шорк, следует дополнительно изучить с помощью дополнительных исследований ассоциации генов и дополнительных исследований биологических эффектов вариантов EPHX2.