Новый инструмент выявляет новые комплексные причины диабета 2 типа: инструмент имеет потенциал для точного определения новых лекарств от пигментного ретинита, муковисцидоза, болезни Хантингтона, болезни Альцгеймера и других заболеваний

Исследование опубликовано в выпуске журнала Science Translational Medicine от 17 июня 2015 г.
Соединение, которое авторы назвали азорамид, работает, фокусируясь на органелле, называемой эндоплазматическим ретикулумом (ЭР).

ER представляет собой трубчатую сеть внутри всех клеток, где синтезируются многие ключевые молекулярные строительные блоки метаболизма глюкозы, такие как липиды и белки. Когда кто-то страдает ожирением, ER в метаболических тканях, таких как печень, жир и поджелудочная железа, больше не может удовлетворять потребность в производстве белка и липидов. Это приводит к стрессу ER, который способствует клеточной дисфункции и развитию инсулинорезистентности.

Резистентность к инсулину, в свою очередь, затрудняет переработку глюкозы в организме — высокий уровень сахара в крови и диабет 2 типа, а также каскад других клеточных сбоев, которые могут привести к повреждению сердца и кровеносных сосудов.
«Хотя мы и другие исследователи ранее открыли центральную роль, которую стресс ER играет в диабете и метаболических заболеваниях, усилия по переводу этих знаний в клинически эффективные способы улучшения функции ER пока имели ограниченный успех», — говорит старший автор исследования Гохан С. Хотамислигил, заведующий кафедрой генетики и комплексных заболеваний и Центра Сабри Улькера в Гарварде.ЧАС.

Школа общественного здравоохранения Чан. Ведущими авторами были нынешние и бывшие члены лаборатории Hotamisligil Сунэн Фу, Абдулла Ялчин и Грейс Янкун Ли.
В исследовании описывается разработка двух дополнительных анализов, которые позволяют ученым напрямую контролировать функцию ER в живых клеточных системах в культуре в лаборатории. Эта система скрининга позволяет измерять количество шаперонов, молекул, которые патрулируют и стимулируют функцию ER, а также способность ER правильно складывать белки в их трехмерные формы.

Используя этот метод, они показали, что азорамид однозначно улучшил оба этих аспекта функции ER. В дальнейшей механистической работе они также продемонстрировали, что азорамид может защищать клетки от гибели и дисфункции на нескольких моделях стресса ER.
Затем исследователи проверили, будет ли азорамид эффективен на мышиных моделях ожирения и диабета 2 типа, и определили, что он значительно улучшает уровень глюкозы в крови за счет улучшения функции инсулин-продуцирующих бета-клеток и увеличения способности периферических тканей воспринимать инсулин. Следующим этапом этого исследования будет тестирование этого или других соединений, которые работают аналогичным образом, в клинических испытаниях на людях.

В другом аспекте исследования, проведенного в статье, ученые определили, что азорамид потенциально может защитить клетки сетчатки от генетической мутации, которая приводит к стрессу ER и, в конечном итоге, к потере зрения при одном типе пигментного ретинита.
«Эти результаты показывают широкий потенциал азорамида или препаратов с аналогичными функциями, нацеленных на эндоплазматический ретикулум», — сказал Хотамислигил. «Дисфункция ER вовлечена во многие другие болезненные процессы, такие как муковисцидоз, болезнь Хантингтона и болезнь Альцгеймера, — что делает эту новую стратегию скрининга захватывающим новым инструментом, который может применяться в нескольких лабораториях для обнаружения новых кандидатов в лекарственные препараты для лечения заболеваний, которые связаны с ER стресс."