Сверхбыстрые ветры возле сверхмассивной черной дыры, эквивалентные урагану 77-й категории

«Мы говорим о скорости ветра, равной 20% скорости света, что составляет более 200 миллионов километров в час. Это эквивалентно урагану категории 77», — говорит Джесси Роджерсон, руководивший исследованием в рамках своей докторской диссертации в Департамент физики и астрономии Йоркского университета: «И у нас есть основания полагать, что есть квазарные ветры, которые даже быстрее».

Астрономы знали о существовании квазарных ветров с конца 1960-х годов. Они есть как минимум у каждого четвертого квазара.

Квазары — это диски горячего газа, которые образуются вокруг сверхмассивных черных дыр в центре массивных галактик — они больше, чем орбита Земли вокруг Солнца, и горячее, чем поверхность Солнца, генерируя достаточно света, чтобы его можно было увидеть через наблюдаемую Вселенную.«Черные дыры могут иметь массу в миллиарды раз больше, чем Солнце, в основном потому, что они в каком-то смысле грязно поедают, улавливая любой материал, который находится слишком близко», — говорит доцент Йоркского университета Патрик Холл, который является научным руководителем Роджерсона. «Но по мере того, как материя движется по спирали к черной дыре, часть ее уносится теплом и светом квазара. Это ветры, которые мы обнаруживаем».Роджерсон и его команда использовали данные большого обзора неба, известного как Sloan Digital Sky Survey, для выявления новых оттоков от квазаров.

Обнаружив около 300 экземпляров, они отобрали около 100 для дальнейшего изучения, собирая данные с помощью двойных телескопов обсерватории Близнецов на Гавайях и в Чили, в которых Канада имеет основную долю.«Мы не только подтвердили этот самый быстрый в истории ультрафиолетовый ветер, но также обнаружили новый ветер в том же квазаре, который движется медленнее, всего со скоростью 140 миллионов километров в час», — говорит Холл. «Мы планируем продолжать наблюдать за этим квазаром, чтобы увидеть, что будет дальше».

Большая часть этого исследования направлена ​​на лучшее понимание истоков из квазаров и того, почему они происходят.«Квазарные ветры играют важную роль в формировании галактик», — говорит Роджерсон. «Когда образуются галактики, эти ветры выбрасывают материал наружу и препятствуют созданию звезд.

Если бы такие ветры не существовали или были менее мощными, мы бы видели гораздо больше звезд в больших галактиках, чем мы на самом деле».Результаты исследования были опубликованы сегодня в печатном издании Ежемесячных уведомлений Королевского астрономического общества.