Загрязнение свинцом раскрывает древнюю историю Неаполя

Эти результаты являются предметом статьи, опубликованной в журнале PNAS 16 мая 2016 г. лабораторией Archeorient — environmental et societes de l’Orient ancien (CNRS / Universite Lumiere Lyon 2) [1] и Laboratoire de geologie de Lyon: Terre , планеты и окружающая среда (CNRS / ENS Lyon / Universite Claude Bernard Lyon 1), в сотрудничестве с Университетом Глазго, Университетом Саутгемптона и Университетом дельи Студи ди Наполи имени Федерико II [2].Во время строительства новой линии метро археологические раскопки проводились в древнем, давно захороненном порту Неаполя. Они позволили изучить шестиметровую толщу отложений, накопленных в порту на протяжении веков.

Геохимический анализ этих осадочных отложений показал, что вода порта была загрязнена в течение первых шести веков нашей эры свинцом из системы водооборота Неаполя и соседних городов. Этот свинец, который был основным компонентом водопроводных труб, растворялся в воде и разливался по фонтанам и точкам водоснабжения, прежде чем, наконец, попал в порт.

Изучение изотопного состава этого элемента, то есть доли различных изотопов свинца [3] в отложениях, позволяет проследить события, произошедшие две тысячи лет назад.Анализы в основном выявили два различных изотопа свинца до и после извержения Везувия в 79 году нашей эры. Они доказывают, что обширная система водоснабжения Неаполитанского залива была разрушена извержением вулкана и реконструирована с использованием свинца, добытого в одном или нескольких районах добычи полезных ископаемых.

Это внезапное изменение сигнала свинца, которое произошло примерно через пятнадцать лет после извержения, предполагает, что римляне отремонтировали акведук и водопроводные трубы в течение относительно короткого периода времени.Это исследование также помогает реконструировать различные этапы городского развития Неаполя в 1-5 веках нашей эры. Свинец все больше присутствует в отложениях, что свидетельствует о расширении гидравлической сети или ее усилении на уже снабженных территориях. Однако с начала V века отложения менее загрязнены, что свидетельствует о том, что водоснабжение пострадало от вторжений варваров (акведук был захвачен, чтобы перекрыть водоснабжение города), новых извержений Везувия в 472 году и 512, эпидемии или экономический и административный коллапс города.

Эта интерпретация загрязнения металлов в древних портовых отложениях, позволяющая проследить историю региона, может быть применена к другим цивилизациям и географическим регионам. В продолжающихся дебатах об антропоцене этот подход может дать новые взгляды на динамику воздействия человека на окружающую среду.[1] Эта лаборатория является частью Maison de l’Orient et de la Mediterranee Jean Pouilloux, исследовательской федерации древних обществ.[2] Эта работа получила материально-техническую поддержку от Soprintendenza Speciale per I Beni Archeologici di Napoli e Pompei и финансовую поддержку через программу ANR Jeune Chercheur и Европейский исследовательский совет (программа «Римские порты Средиземного моря» — 339123).

[3] Химический элемент может существовать в различных формах, известных как изотопы, которые различаются по своей ядерной массе.