Клетки болтают через каннабиноиды о вашем будущем диабете

«Наше открытие важно для понимания механизмов, ответственных за развитие диабета 2 типа, который обычно встречается у взрослых и часто связан с увеличением веса. Если наши дальнейшие исследования принесут ожидаемые результаты, возможно, в ближайшем будущем мы сможем использовать чтобы избавить хотя бы некоторых пациентов от кошмара непрерывных инъекций инсулина », — говорит профессор Агнешка Добжин из Института Ненцкого.В последней публикации в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) исследователи из института Nencki показали, что путь химических сигналов с участием каннабиноидов не только играет важную роль в коммуникации между альфа- и бета-клетками, но также является участвует в сохранении личности последнего.

Каннабиноиды, продуцируемые альфа-клетками, могут фактически активировать каннабиноидные рецепторы CB1, расположенные в островках поджелудочной железы. Эти рецепторы определяют дифференциацию функций клеток и могут увеличивать способность вырабатывать инсулин в ответ на глюкозу бета-клетками.

«Наблюдение за изменениями в архитектуре островков во время эмбрионального развития у мышей и псевдоостровов — модель, которую мы создали в нашей лаборатории, — также было очень интересным. В зависимости от концентрации каннабиноидов и активности двух разных рецепторов островки становились больше или меньше, в то время как альфа-клетки, обычно расположенные вне островков, могли мигрировать внутрь », — объясняет д-р Катаржина Маленчик из Института Ненцкого, первый автор публикации.Исследования уже нашли свое практическое применение. Они предполагают, что будущие матери, потребляющие вещества, содержащие каннабиноиды, в период беременности, с большей вероятностью родят детей с нарушенной архитектурой островков поджелудочной железы и, следовательно, склонны к диабету 2 типа.

«Ни при каких обстоятельствах из нашей работы нельзя сделать вывод о том, что потребление марихуаны может быть способом вылечить диабет», — предупреждает профессор Добжин и объясняет: «Концентрация глюкозы в крови определяется балансом между активностью альфа и бета-клетки поджелудочной железы и ткани-мишени инсулина, такие как скелетные мышцы и жировая ткань. У взрослых большее количество каннабиноидов заставит одну группу клеток работать более интенсивно, но в то же время это ослабит эффективность другой, и, как следствие, уровень глюкозы в крови не изменится или даже может значительно повыситься ».

Открытие роли каннабиноидов в коммуникации между альфа- и бета-клетками дает надежду на более эффективное лечение диабета с помощью трансплантации островков. Такие аллотрансплантаты уже выполнены: часть соответствующей ткани извлекается у мертвого донора и помещается под слизистую оболочку желудка реципиента. Тем не менее, эффекты не полностью вознаграждаются, поскольку бета-клетки имплантата часто теряют свою идентичность: они все еще живы, но больше не могут производить инсулин.

После имплантации инородной ткани пациенту необходимо принимать иммунодепрессанты, и ущерб, нанесенный такой терапией, часто перевешивает ее преимущества. Ученые из Института Ненки надеются, что понимание каннабиноидного пути позволит значительно продлить время работы бета-клеток. Если дальнейшие исследования подтвердят эти предположения, трансплантация островков может стать полноценным методом лечения диабета. Более того, в настоящее время бета-клетки можно выращивать из стволовых клеток, полученных из жировой ткани пациента.

Следовательно, в будущем пациентам не нужно будет принимать лекарства для предотвращения отторжения пересаженных островков поджелудочной железы.Это исследование было поддержано Национальным научным центром Польши, грант № UMO-2013/10 / E / NZ3 / 00670.