Воздействие BPA во время беременности связано с будущим риском диабета у матери

Химическое вещество, используемое для производства пластмасс и эпоксидных смол, бисфенол А (BPA), содержится в различных потребительских товарах, включая пластиковые бутылки, пищевые банки и кассовые чеки. U.S. Центры по контролю и профилактике заболеваний подсчитали, что более 96 процентов американцев имеют BPA в своем организме.
BPA — это известный эндокринный разрушитель — химическое вещество, которое имитирует, блокирует или препятствует выработке гормонов организма.

По состоянию на прошлый год было опубликовано около 100 эпидемиологических исследований, которые обнаружили связь между BPA и воздействием на здоровье человека, включая репродуктивные и метаболические нарушения, согласно вводному руководству по химическим веществам, нарушающим работу эндокринной системы, опубликованному Endocrine Society и IPEN.
«Наши результаты показывают, что беременность представляет собой новое окно восприимчивости для матерей, подвергшихся воздействию BPA», — сказал один из авторов исследования, Анхель Надаль, доктор философии из Университета Мигеля Эрнандеса в Эльче, Испания. "Воздействие низких доз BPA в этот период может повысить риск развития диабета в более позднем возрасте."

Чтобы изучить долгосрочные эффекты воздействия BPA во время беременности, исследователи изучили беременных мышей. Мыши были разделены на три группы: одна подвергалась воздействию 10 μг / кг суточная доза BPA в течение 9-16 дней гестации, на одного человека, получавшего более высокую дозу 100 μг / кг ежедневно в течение того же периода и контрольная группа, не подвергавшаяся воздействию BPA. После рождения мышей исследователи регулярно проводили тесты на толерантность к глюкозе, чтобы измерить их способность усваивать сахар.
Через четыре месяца после родов у мышей, которым вводили BPA, начали проявляться признаки нарушения толерантности к глюкозе.

У мышей уровень глюкозы был выше, чем в контрольной группе, в течение 30 минут после воздействия глюкозы. Когда мышей снова протестировали через шесть месяцев после родов, высокий уровень глюкозы в группе, подвергшейся воздействию BPA, сохранялся в течение двух часов после воздействия.

Через семь месяцев после родов исследователи изучили бета-клетки поджелудочной железы животных — клетки, ответственные за производство инсулина — под микроскопом, чтобы определить, как BPA влияет на клетки. Анализ показал, что мыши, подвергавшиеся воздействию BPA, имели значительное снижение массы бета-клеток и более низкие уровни секреции инсулина, чем контрольные животные.
Мыши, подвергавшиеся воздействию BPA, также имели более высокую массу тела, чем контрольные животные.

Исследователи обнаружили, что мыши в экспериментальных группах были примерно на 3% тяжелее контрольных.
BPA имитирует действие гормона эстрадиола — естественного гормона, который может регулировать функцию бета-клеток и вызывать инсулинорезистентность. Исследователи предполагают, что воздействие BPA во время беременности может привести к перегрузке бета-клеток поджелудочной железы и повысить восприимчивость к развитию диабета и других метаболических нарушений.
«Ряд исследований показал, что BPA может нанести вред метаболизму глюкозы у потомства, подвергшегося воздействию в утробе матери, но это одно из первых исследований, посвященных тому, как эндокринный разрушитель влияет на матерей», — сказал один из авторов исследования, Палома Алонсо-Магдалена, доктор философии. «Наши данные показывают, что воздействие может иметь долгосрочные последствия для матери, включая предрасположенность к избыточному весу, развитию метаболического синдрома или диабета."

Алонсо-Магдалена и Надаль руководили исследованием. Среди других авторов исследования: Марта Гарсия-Аревало и Иван Кесада из Университета Мигеля Эрнандеса и CIBERDEM, Испанский центр биомедицинских исследований диабета и ассоциированных нарушений обмена веществ.