Первая черная дыра, вращающаяся вокруг «вращающейся» звезды

Звезды Ве-типа довольно часто встречаются во Вселенной. Только в нашей Галактике более 80 из них известны в двойных системах вместе с нейтронными звездами. «Их отличительная особенность — сильная центробежная сила: они вращаются очень быстро, почти со скоростью разрушения. Это похоже на космические волчки », — говорит Хорхе Касарес из Института астрофизики Канарских островов (IAC) и Университета Ла-Лагуна (ULL). Касарес — ведущий автор и эксперт по черным дырам звездных масс (он представил первое твердое доказательство их существования еще в 1992 году).

Недавно обнаруженная черная дыра вращается вокруг звезды Be, известной как MWC 656, в созвездии Ласерта (Ящерица) на расстоянии 8500 световых лет от Земли. Звезда Be вращается так быстро, что скорость ее поверхности превышает 1 миллион километров в час. «Мы начали изучать эту звезду еще в 2010 году, когда космические телескопы обнаружили переходное гамма-излучение, исходящее с ее направления», — объясняет Марк Рибо из Института космического пространства Барселонского университета (ICC / IEEC-UB). «Впоследствии гамма-излучение больше не было обнаружено, но мы обнаружили, что звезда была частью двойной системы», — добавляет он.Детальный анализ его спектра позволил ученым сделать вывод о характеристиках его спутника. «Это оказался объект с массой от 3,8 до 6,9 солнечных. «Такой объект, невидимый для телескопов и с такой большой массой, может быть только черной дырой, потому что не может существовать нейтронная звезда с массой более трех солнечных», — утверждает Игнаси Рибас из CSIC в Instituto de Ciencias del Espacio (IEEC -CSIC).Черная дыра вращается вокруг (более массивной) звезды Be и питается материей, выброшенной из последней. «Высокая скорость вращения звезды Ве приводит к выбросу вещества в экваториальный диск.

Это вещество притягивается черной дырой и падает на нее, образуя еще один диск, называемый «аккреционным диском» ». «Изучая излучение аккреционного диска, мы можем проанализировать движение черной дыры и измерить ее массу», — комментирует Игнасио Негеруэла, преподаватель Университета Аликанте (UA).Ученые считают, что этот объект является ближайшим членом скрытой популяции Be-звезд в паре с черными дырами. «Мы думаем, что эти системы гораздо более распространены, чем считалось ранее, но их трудно обнаружить, потому что их черные дыры питаются из газа, выбрасываемого Be-звездами, не производя большого количества излучения, так сказать,« бесшумно ». Однако мы надеемся обнаружить другие подобные двойные системы в Млечном Пути и других близлежащих галактиках с помощью более крупных телескопов, таких как Gran Telescopio Canarias », — заключает Касарес.В исследовании также участвуют Хорхе Касарес, Игнасио Негеруэла, Марк Рибо и Игнаси Рибас, Хосеп М. Паредес из Institut de Ciencies del Cosmos Университета Барселоны (ICC / IECC-UB), а также Артемио Эрреро и Серхио Симон, оба из IAC. и УЛЛ.Черные дыры, постоянная проблема

Обнаружение черных дыр было сложной задачей с тех пор, как об их существовании впервые предположили Джон Мичелл и Пьер Лаплас в 18 веке. Учитывая, что они невидимы — их огромная гравитационная сила предотвращает утечку света — телескопы не могут их обнаружить. Однако черные дыры могут иногда вызывать высокоэнергетическое излучение из окружающей их среды, и поэтому их можно отслеживать с помощью рентгеновских спутников.

Так обстоит дело с активными черными дырами, питаемыми материей, перенесенной от ближайшей звезды. Если сильное рентгеновское излучение обнаруживается из места, где не видно ничего, кроме нормальной звезды, там может скрываться черная дыра.Используя этот метод, исследователи обнаружили 55 потенциальных черных дыр за последние 50 лет.

У семнадцати из них есть то, что астрономы называют «динамическим подтверждением»: питающая звезда была локализована, что позволило измерить массу ее невидимого спутника. Если она больше трех масс Солнца, то считается черной дырой.

Самую большую проблему представляют «спящие» черные дыры, такие как обнаруженная испанскими исследователями: «Их рентгеновское излучение почти отсутствует, и поэтому маловероятно, что наше внимание будет обращено на них», — Касарес. объясняет. Исследователи полагают, что в Млечном Пути есть тысячи двойных систем черных дыр, некоторые из которых также имеют звездные спутники типа Be.