Исследователи определили белок, направляющий нервы, который способствует распространению рака поджелудочной железы.

Одним из молекулярных партнеров является аннексин А2, белок, который, по словам ученых, уже связан с плохой выживаемостью при этих формах рака. В отчете, опубликованном в выпуске журнала Science Signaling от 4 августа, Лей Чжэн, доктор медицины, доктор философии, и его коллеги показывают, что аннексин А2 помогает вывести белок под названием Sema3D из клеток рака поджелудочной железы. Оказавшись вне клеток, Sema3D соединяется с другой молекулой, чтобы способствовать распространению рака. Sema3D — это белок, который направляет выступающие ветви нервных клеток, называемые аксонами, по мере роста и развития нервных клеток.

В экспериментах на мышах исследователи подсчитали, что количество Sema3D, секретируемого клетками рака поджелудочной железы мышей, у животных, у которых отсутствовал аннексин А2, снизилось в семьдесят раз. В эксперименте с участием 23 мышей ни у одного из животных без аннексина не развились видимые метастатические опухоли. Напротив, у 16 ​​из 17 мышей, продуцирующих аннексин А2 в своих клетках, развились метастатические опухоли в печени, легких или брюшной полости.Во второй группе экспериментов с использованием тканей человека пациентов с аденокарциномой протока поджелудочной железы, на которую приходится более 90 процентов случаев рака поджелудочной железы, Чжэн и его коллеги также проследили связь между распространением Sema3D в этих тканях и прогрессированием метастатического поражения поджелудочной железы. рак.

Команда сообщает, что Sema3D в изобилии присутствовал в основной опухолевой ткани только у трех из 13 (23 процентов) пациентов, которые умерли после минимального распространения рака. Но его было много в основных опухолях 14 из 22 (64 процента) пациентов, умерших от широко метастатического рака, а также в метастатических опухолях 17 из 23 (74 процента) пациентов.По словам ученых, присутствие Sema3D также связано с рецидивом рака поджелудочной железы у пациентов, у которых первичные опухоли были удалены хирургическим путем.

Sema3D в изобилии присутствовал в первичных опухолях 15 из 20 пациентов (75 процентов), которые жили без рака менее года после операции, по сравнению только с четырьмя из 15 (27 процентов) пациентов, которые жили без болезней более через два года после операции.Имея в своем распоряжении новые данные, исследователи преследуют три возможных терапевтических цели — остановить метастазирование рака поджелудочной железы, вызванное аннексином A2 и Sema3D. «Мы планируем клинические испытания недавно разработанной вакцины против аннексина А2», — говорит Чжэн, доцент кафедры онкологии и хирургии Медицинской школы Университета Джона Хопкинса. «Но в то же время мы также разрабатываем терапевтические антитела, нацеленные на аннексин А2, и мы ищем небольшую молекулу, которая ингибировала бы Sema3D».Чжэн и его коллеги подчеркивают, что они не знают точно, как Sema3D способствует распространению рака поджелудочной железы, но они думают, что это может помочь раковым клеткам окружать и отслеживать нервы, чтобы уйти от основной опухоли.

По их словам, этот нервный тракт может быть особенно важен при раке поджелудочной железы, потому что в нем растет меньше кровеносных сосудов, которые могут переносить раковые клетки к остальному телу. «В большей степени, чем некоторые другие виды рака, рак поджелудочной железы — это то, что мы называем нейротропным, что означает, что он имеет тенденцию поражать нервы», — объясняет Чжэн.По его словам, на данный момент также неясно, как именно аннексин A2 побуждает раковые клетки поджелудочной железы высвобождать Sema3D, но исследователи подозревают, что аннексин A2 может действовать как телохранитель для Sema3D, укрывая и направляя белок, пока он продвигается к выходу. поверхность клетки. Или, как предполагают они, он может действовать больше как профессиональный упаковщик, помогая заключить Sema3D в крошечные молекулярные пузырьки, называемые пузырьками, прежде чем он будет секретирован клеткой.Чжэн и его коллеги заинтересовались точной ролью аннексина А2 в распространении рака после того, как отметили любопытный эффект в испытании вакцины против рака поджелудочной железы GVAX, впервые разработанной исследователями Джона Хопкинса.

В испытании вакцины 2011 года у пациентов, у которых первичные опухоли поджелудочной железы были удалены хирургическим путем, «мы обнаружили антитела против аннексина А2 у тех, кто получил вакцину и которые также продемонстрировали долгосрочную безрецидивную выживаемость после вакцинации», — объясняет Чжэн. . «Это подсказало нам, что мы должны изучить роль аннексина в прогрессировании рака поджелудочной железы».